Венецианская биеннале: что смотреть

© Matteo De Mayda

На 60-й Венецианской биеннале художники из десятков стран до 24 ноября представляют свои работы в 87 национальных павильонах, а также в программе параллельных событий. В этом году главная тема выставки — «Чужестранцы повсюду» — отражает не только широкую географию участников, но и их часто неустойчивое положение в обществе.

Адриано Педроса. © Jacopo Salvi

Основной проект биеннале впервые вверен куратору латиноамериканского происхождения. Адриано Педроса выбрал созвучную текущему моменту тему ‘Foreigners Everywhere’ — для осмысления феномена миграции, мировых кризисов и самого понятия «чужестранности». Художникам предложили поразмышлять над миром, где каждый — либо сам иностранец, либо наблюдает таковых.

«Куда бы вы ни пошли и где бы вы ни были, вы всегда будете сталкиваться с иностранцами: они/мы повсюду».

Адриано Педроза, директор Художественного музея Сан-Паулу (MASP) и первый куратор Венецианской биеннале из Латинской Америки

В этом году биеннале представила свою самую масштабную выставку за всю историю, включив в программу 331 художника. Это значительное увеличение по сравнению с 213 художниками в 2022 году и всего 83 в 2019 году.

Примечательно расширение представительства художников из стран глобального Юга, включая Боливию, Гватемалу, Таджикистан и Камерун, которые были мало представлены или вовсе отсутствовали на предыдущих биеннале. Кроме того, нетрадиционным кураторским решением стала демонстрация работ уже ушедших художников, которые составили две трети от общего числа участников, что отражает стремление Педросы осветить заслуги недооцененных мастеров.

Ежегодно биеннале привлекает сотни тысяч посетителей: в 2019 году биеннале посетило более 600 тыс. человек, а в этом — ожидается более 800 тыс.

Павильон Австралии

Проект Арчи Мура

Победа Австралии на Венецианской биеннале 2024 года с проектом художника Арчи Мура, возможно, стала одним из самых убедительных подтверждений неразрывной связи искусства с политикой. Проект Мура, представляющий собой масштабное генеалогическое древо с более чем 2400 поколениями, рисунки мелом на стенах и архивные документы с вычеркнутыми именами, освещает темные страницы истории коренных народов Австралии, пострадавших от колониального угнетения. Эта работа, получившая «Золотого льва», мощно резонирует с темой основного проекта биеннале, акцентируя внимание на болезненных последствиях миграционных и колониальных процессов.

Павильон Турции

«Пустой и сломанный: Состояние мира» Гюльсюн Карамустафа

Arsenale, Sale d’Armi

«Пустой и сломанный: Состояние мира», новая инсталляция одной из самых влиятельных и откровенных художниц Турции, Гюльсюн Карамустафа, представлена в павильоне Турции в Арсенале. Ее инсталляция – это соединение скульптурных произведений, созданных из найденных материалов, приглашающее зрителей задуматься о современном состоянии мира и проблемах, угрожающих человечеству. В одном из элементов инсталляции художник намекает на вечные конфликты между тремя основными монотеистическими религиями, которые на протяжении всей истории никогда не прекращали борьбу друг с другом.

Гюльсюн Карамустафа и ее проект

«То, с чем я имею дело, — говорит Гюльсюн Карамустафа об этой работе, — это состояние мира, до глубины души опустошенного войнами, землетрясениями, миграцией и ядерной угрозой, возникающей на каждом шагу, угрожающей человечеству, в то время как природа постоянно подвергается разрушительному воздействию, а окружающая среда становится невыносимой».

Пространство играет центральную роль в выставке для художника, отстаивая нетрадиционные методы и разрозненные материалы, исследуя темы беспорядков и изображая «мир, поле битвы» как «бесконечно меняющуюся землю».

Турецкий павильон. Фото: Fatin Yilmaz

Павильон Украины

Net Making. Плетение сеток

Arsenale, Sale d’Armi, building A, 1st floor

Спустя два года после российского вторжения павильон Украины в Арсенале представляет групповую выставку Net Making, кураторами которой являются Виктория Бавыкина и Макс Горбацкий. Имея сходство с темами основной выставки биеннале «Чужестранцы повсюду», павильон «Украина» собирает множество голосов, реагирующих на фундаментально иной эффект войны. Название выставки отсылает к практике граждан всех возрастов и слоев общества, собирающихся для плетения камуфляжных сетей, которая стала символом коллективного сопротивления и единства обычных украинцев.

Даниил Ревковский и Андрей Рачинский представляют фильм «Граждане. Вторжение», в котором рассказывается история первых дней полномасштабного российского вторжения глазами выживших с использованием видеороликов с открытым исходным кодом и частных каналов YouTube. Художники отмечают: «этот фильм представляет собой энциклопедию ужасов, отражающую мучительные переживания, которые люди испытывают во время полномасштабного вторжения».

Венецианская биеннале. Украинский павильон
Katya Buchatska,‘Best Wishes’, mixed media, 2023. Courtesy of the Ukrainian Pavilion. ©Rob Battersby

Катя Бучацка сотрудничает с 15 нейродивергентными художниками, чтобы исследовать язык и вежливость как утешение, но и одновременно абсурд, когда они сталкиваются с войной. В условиях полномасштабного вторжения «жизнь продолжалась, шли дни, наступали дни рождения. Мы поздравляли друг друга с днем рождения каждый раз, и постепенно языковые клише становились все более навязчивыми и несочетаемыми, отчужденными от нас».

«Комфортная работа» — это серия видео Андрея Достлиева и Лии Достлиевой, в которой они размышляют о сообществах украинских беженцев по всей Европе, подчеркивают стереотипы и ожидания и создают безопасное пространство для украинцев, имеющих опыт перемещения, чтобы вернуть себе свободу воли.

Представители по большим тематическим историям

Художники галереи Goodman

Галерея широко известна своей почти 60-летней приверженностью платформенным художникам с Глобального Юга. Владелец галереи Лиза Эссерс собрала художников 20-го века из Африки. В этом году в программу биеннале включено значительное количество художников галереи:

Капвани Киванга (Канадский павильон) отслеживает повсеместное влияние асимметрии власти, помещая исторические повествования в диалог с современными реалиями, архивами и возможностями завтрашнего дня.

Междисциплинарная практика Йинки Шонибаре CBE RA (Нигерийский павильон) использует цитаты из истории западного искусства и литературы, чтобы поставить под сомнение обоснованность современной культурной и национальной идентичности в контексте глобализации.

Габриэль Голиаф (основная выставка) обращает внимание (и склоняется) к истории и современным условиям дифференцированной жизни, подтверждая, каким образом черные, коричневые, женские и странные практики возможностей по-разному влияют на мир.

Килуанджи Киа Хенда (основная выставка) использует в своих работах удивительное чувство юмора, которое часто затрагивает темы идентичности, политики и восприятия постколониализма и модернизма в Африке.

Кудзанай Чиурай (основная выставка) включает в свои работы различные средства массовой информации, которые в основном сосредоточены на циклах политического и экономического неравенства и разрешении конфликтов в постколониальных обществах.

Художники галереи Стивена Фридмана

Три художника, представленные галереей, примут участие в программе Венецианской биеннале. Джеффри Гибсон (Павильон США) известен своей художественной практикой, которая сочетает в себе историю Америки, коренных народов и странной культуры с влиянием музыки и поп-культуры. Гибсон создает динамичный визуальный язык, отражающий присущее американской культуре разнообразие и гибридность.

Йинка Шонибаре CBE RA (Нигерийский павильон) создает работы, которые исследуют проблемы расы и класса посредством скульптуры, живописи, фотографии, кино, гобеленов и общественных работ.

Лейла Бабирье (основная выставка) превращает повседневные материалы в предметы, затрагивающие вопросы идентичности, сексуальности и прав человека.

Художники Куримансутто

Художники Куримансутто в этом году включены как в основную выставку, так и в павильоны биеннале. Художники: Ана Сеговия, Барбара Санчес-Кейн и Ваншуй затрагивают темы инаковости, маргинализации и особенно странности.

Трансгрессивные картины Аны Сеговии (основная выставка) ставят под сомнение идеализированные гендерные роли, взяв знакомые образы Золотого века мексиканского кино и западного жанра и ниспровергнув их.

Барбара Санчес-Кейн (основная выставка) сопротивляется традиционным представлениям о мексиканидаде (идее быть мексиканцем) и рассказывает о ее взаимоотношениях с женским и мужским через моду, скульптуру и перформанс.

Ваншуй (основная выставка) исследует пограничное состояние как форму сопротивления посредством видео, живописи, скульптуры и инсталляций.

Вильфредо Прието (Кубинский павильон) скульптурно исследует исторические, философские и географические перспективы. Куратором павильона является Данейси Гарсиа Роке, а куратором – Нельсон Рамирес де Арельяно Конде.

Обладатели почетных «Золотых львов»

Организационный комитет 60-й Венецианской биеннале назвал обладателей почетных «Золотых львов» за вклад в искусство. Ими стали художницы Анне Марии Майолино (р. 1942) и Нил Ялтер (р. 1938), обе участие в биеннале принимают впервые.

Итало-бразильский мастер Анна Мария Майолино известна как автор монументальных скульптур из глины и цемента, но в 1960–1970-х она создавала инсталляции, фильмы, перформансы с политическим подтекстом, выступая против правившей в те годы в Бразилии военной диктатуры.

Имеющая турецкие и египетские корни, но уже 60 лет живущая в Париже, Нил Ялтер полвека назад была в числе первых художниц-феминисток. Она исследовала мир аутсайдеров: мигрантов, заключенных и прочих. Ялтер входила в несколько групп (Femmes en Lutte, Femmes/Art), которые боролись за права женщин в искусстве.

Параллельная программа Венецианской биеннале

Для параллельной культурной программы куратор биеннале Адриано Педроза отобрал 30 выставочных проектов.

Миссия биеннале — бороться с расизмом и ксенофобией, выступать за мир и терпимость, а параллельная программа развивает эти идеи в самых разных плоскостях и на разнообразном художественном материале. В этом году посетители увидят художников и выставки из Бангкока, Барселоны, Варшавы, Гонконга, Кливленда, Лагоса, Лондона, Мадрида, Макао, Мумбаи, Парижа, Сеула, Тайбэя, Цинциннати и других городов.

Так, Африканский центр и Фонды открытого общества из Нью-Йорка привез проект «Консульство всех народов Африки». Фонд семьи Старак (Ежи Старак — председатель наблюдательного совета группы Polpharma) из Варшавы демострирует выставку выдающегося художника Анджея Врублевского (1927–1957), который в польском искусстве осуществил переход от реалистической к абстрактной живописи. Фонд Louis Vuitton представил проект живого классика — Эрнеста Пиньон-Эрнеста (р. 1942). Широкая известность пришла к нему в 1970-е благодаря плакатам и уличным инсталляциям; его считают предтечей современного паблик-арта.

Базирующийся в Лондоне Фонд Виктора Пинчука приехал с выставкой «Осмеливаясь мечтать в мире постоянного страха». «Будущее глобальной Азии» презентует лондонская институция Asymmetry Art Foundation & Asia Forum. Проект «Каталония в Венеции. Бестиарий» приготовил Институт Рамона Луллия из Барселоны. Созданный в 2002 году институт ставит своей целью популяризацию каталонского языка и культуры.

Южнокорейский город Кванджу, как почти 30 лет назад, с 1995 года, устраивает биеннале современного искусства («Маданг, 30-я, юбилейная архивная выставка Биеннале в Кванджу»). Молодое дарование Тревор Йена (р. 1988) из Гонконга принимает участие с выставкой «Хотел бы я быть незаменимым. Гонконг в Венеции». Художник примечателен тем, что активно использует в инсталляциях живые растения. Финансовую поддержку ему оказывает Гонконгский совет по развитию искусства.

Выставки по Венеции

Ocean Space. Re-Stor(y)ing Oceania

Campo S. Lorenzo, 5069, 30122 Venice

До 13 октября 2024

Ocean Space объединяет новые работы художницы из числа коренных народов Тихого океана Латай Таумоэпо и архитектора Элизабеты Хинемоа Хета для исследования, как коренные общины на тихоокеанских островах находятся на переднем крае серьезных экологических проблем. Куратором выставки является Талой Хавини, недавний лауреат премии Artes Mundi 2024 года.

Выставка охватывает перформанс, скульптуру, поэзию и движение. Новое хоровое произведение и совместная инсталляция Латай Таумоэпо, основанная на тонганской философии, направлена на то, чтобы дать голос жителям островов Тихого океана в сопротивлении  глубоководной добыче полезных ископаемых; и новая мультисенсорная инсталляция «Тело Вайнуиатеа» архитектора Элисабеты Хинемоа Хета, которая представляет собой пространство,  воплощающее ритуал и церемонию, основанную на концепции тиканга маори из ее исконных земель Аотеароа, Новая Зеландия.

Бангкокская биеннале искусства в Венеции

«Духи морского перехода»

Palazzo Smith Mangilli Valmarana, 30100 Venice

The Spirits of Maritime Crossing объединяет 15 художников стран Глобального Юга из таких стран, как Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма и Сингапур. Выставка организована Фондом Бангкокской художественной биеннале и представляет собой предварительную выставку для международной аудитории в преддверии городской биеннале, которая пройдет с 24 октября 2024 года по 25 февраля 2025 года.

The Spirits of Maritime Crossing

«Духи морского перехода» исследуют темы диаспоры, перемещения и колониализма через призму океанских и морских путешествий. Выставка также проводит параллели между географией и историей Венеции и Бангкока, причем последний известен как «Венеция Востока», поскольку в городе до сих пор сохраняется сеть каналов (клонгов), где люди живут, работают и ежедневно путешествуют.

На выставке, охватывающей перформанс, живопись, кино и скульптуру, представлены работы Марины Абрамович, Хвая Самнанга, Джаккая Сирибутра, Мо Сатта и Приягиты Диа, а также других художников из Юго-Восточной Азии.

labiennale.org

Поделиться статьей