В здании Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче есть удивительная достопримечательность – Расписной зал (Painted Hall), созданный в XVIII веке. После двухлетней реставрации, которая завершилась в 2019 году и обошлась в 8,5 м фунтов стерлингов, «британскую Сикстинскую капеллу» могут увидеть все желающие.
Расписной потолок – одна из ярчайших традиций европейского искусства и архитектуры. Такие своды есть в итальянских церквях, немецких аббатствах, французских дворцах. Британские исторические памятники – собор Святого Павла и замок Ховард – едва ли могут потягаться в великолепии с тем же Версалем или собором Святого Петра.
Однако есть и у нас место, где можно погрузиться в атмосферу роскоши, – редкий образец английского барокко. Старинная столовая для моряков в здании Королевского военно-морского колледжа – это огромное помещение с высокими потолками, созданное по проекту архитектора Кристофера Рена.
Столовую по назначению использовали редко. Отапливать и освещать такую территорию было сложно и дорого. Здесь проводили только торжественные ужины и важные мероприятия. Именно Расписной зал стал местом последнего прощания с адмиралом Нельсоном.
Потолок и стены Расписного зала покрыты масштабной фреской, площадь которой составляет около 4 000 кв. м. Роспись стала делом жизни для художника Джеймса Торнхилла: мастер потратил почти 20 лет на создание своего величайшего шедевра. Схема эпической живописи, известная как «Британская Сикстинская капелла» была завершена в 1726 году и принесла сэру Торнхиллу рыцарское звание и выплату в размере 6 685 фунтов стрелингов.
Работа Торнхилла чествует монарха Вильгельма III и его супругу Марию, восседающих в облаках в окружении женских фигур, которые олицетворяют добродетели. Король-протестант принимает оливковую ветвь из рук фигуры, воплощающей Мир, одновременно попирая ногой Тиранию, в образе которой можно увидеть черты французского короля Людовика XIV.
В то время как художник работал над фреской, политическая обстановка в стране неоднократно менялась, и ему приходилось вносить коррективы. Так, добавилось изображение Анны Стюарт, а позднее и портрет основателя Ганноверской династии Георга I в окружении жены и детей. Но общая идея оставалась неизменной: художник стремился прославить военную мощь Британии – королевы морей.
Торнхилл писал масляными красками прямо по штукатурке. За долгие годы фрески покрылись толстым слоем пыли, копоти, жира, выцвели под солнечными лучами. Их очищали в 50-е годы, убрав 15 слоёв обесцвеченного лака. Но полноценную реставрацию ранее не проводили.
Восстановление росписи – кропотливый труд, который потребовал немалых вложений. Во время реставрации в Расписной зал приходили посетители, поэтому нужно было использовать максимально безопасные материалы и установить прочные леса, с которых визитёры могли наблюдать за работой реставраторов.
В настоящее время фреской во всём её великолепии можно любоваться как при личном посещении, так и в виртуальном туре.
Old Royal Naval College, Painted Hall
Greenwich, London, SE10 9NN