В далекие 60-е, когда мир после мировой войны переживал возрождение, молодым британцам захотелось новизны. Они услышали новое звучание из американских музыкальных баров, увидели элегантный стиль в одежде в Европе и решили соединить это все, создав уникальный стиль модов, о котором мало вспоминают, но именно этот стиль оказал огромное влияние на мировую культуру.
Само название «мод» образовалось от слова «модернизм». Молодежное движение модов появилось в Лондоне, затем стало популярным в Европе и Америке. Моды стали своего рода новаторами, модернизаторами стиля, моды, образа жизни и способа самовыражения. Именно мод-движение заложило основы для многих стилей и течений в моде.
Все началось с того, что молодые люди, преимущественно из рабочего класса, захотели лучше одеваться, но ни во что попало, а именно в костюмы итальянского стиля, туфли с узким носом. Девушки-моды начали носить узорчатые колготки, плоскую обувь, одежду с принтами в стиле «поп-арт», а также благодаря модельеру Мэри Куант сделали популярной мини-юбку, которая стала на целых 15 см выше колена.
Образ мода-мужчины дополняла аккуратная короткая стрижка, как у популярных тогда французских киноактеров, и безупречная аккуратность. Костюмчик должен был сидеть идеально и быть без единого пятнышка. Настоящий мод не мог даже выйти из дома, если его одежда не была в безупречном порядке или же нечего было надеть, так как по правилам, если мод дважды выходил «в свет» в одном и том же костюме, его могли исключить из тусовки.
Другим неизменным атрибутом настоящего мода стал мотороллер итальянских марок Vespa или Lambretta. Такой способ передвижения стал популярным потому что общественный транспорт в Лондоне заканчивал свою работу рано, а стоимость мотороллеров была гораздо ниже чем автомобилей, и их проще было парковать, когда модам требовалось перемещаться всю ночь по разным ночным клубам.
Также при вождении мотороллеров было меньше риска испачкать одежду чем, например, на мотоцикле, а педантичность, как уже было упомянуто, была важнейшей характеристикой настоящего мода. Доходило до того что, когда модам приходилось по каким-то причинам ехать в общественном транспорте, они клали на сиденье бумагу и сидели прямо, чтобы не касаться спинки сиденья.
Для того чтобы максимально обезопасить себя от грязи во время езды на мотороллере, моды стали носить куртки с капюшонами, которые затем также стали частью образа. Обычно парки были цвета хаки, но некоторые моды даже перекрашивали их для того, чтобы цвета их мотороллера и куртки были одинаковыми.
Мотороллеры тоже подвергались разного рода усовершенствованиям. Их красили в разные цвета, а на ветровых стеклах традиционно писали имя владельца. И, конечно, самой характерной чертой субкультуры стало обилие туристических багажников, дуг и противотуманных фар на этих средствах передвижения. Когда в Англии был принят закон о том, что на мотоцикле или мотороллере должно быть как минимум одно зеркало, моды, в насмешку над этим законом, стали приделывать на свои транспортные средства по 4,10 или 32 зеркала. Это также стало своего рода трендом.
Музыкальное сопровождение тусовок модов звучало в стиле джаза, ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, соула и ямайского ска. К середине 60-х годов с модами стала ассоциироваться музыка таких британских рок-групп, как Graham Bond Organization, Zoot Money Big Roll Band, Georgie Fame, Small Faces, Kinks и The Who. Музыкальные тусовки проходили в ночных клубах Лондона, где моды старательно оттачивали технику и движения, стараясь изобрести свой индивидуальный узнаваемый стиль.
Переломным моментом в истории движения модов стала массовая драка с рокерами на пляже Брайтона в 1964 году. Это привлекло внимание прессы к модам, что с одной стороны вызвало негативное отношение общества к любителям безупречного стиля, а с другой стороны привлекло больше последователей. Модов стало много, они стали драться с рокерами и пачкать костюмы, что уже не соответствовало оригинальной идее в стиле мод.
Мод из Москвы
Евгений Хавтан основал группу «Браво» 30 лет назад, создав уникальный стиль, который пользуется популярностью до сих пор. Во многом образ группы сформировался под влиянием британской культуры 60-х.
Евгений, можно сказать, что вы являетесь представителем направления модов в России?
Мы являемся представителями этой культуры 60-х годов. Не хочу сказать, что именно мод-культуры, так как это движение подразумевает очень многие точные вещи и нюансы, как музыкальные, так и стилистические.
Мы не играем модовскую музыку в прямом смысле этого слова, но какие-то элементы этой музыки и стиля мне очень близки. Я собираю книги об истории мод-культуры, слежу за фестивалями. Более того, в прошлом году мы провели такой фестиваль в Москве, он назывался Back to the 60`s. Он очень хорошо прошел, и в этом году 4 июля мы проведем его повторно, уже с участием зарубежных групп.
В чем выражается особенность музыки мод?
Музыкальная составляющая мод-движения основана на американском ритм-энд-блюзе 50-х и английском бите 60-х годов, и называется называется мотаун. Так называлась одноименная студия, на которой записывалось большинство артистов этого жанра. Этот стиль музыки, к сожалению, прошел мимо России. Здесь о группах, играющих мод-музыку 60-х, знают единицы, потому как это направление никогда не было массовым. Это больше относится к инди-культуре, то есть, к какому-то избранному кругу. Сейчас появилось большое количество молодежи, они называют себя хипстерами, но в принципе не имеет значения как они себя называют. И многие из них знакомы с мод-культурой, а кто-то, не зная того, использует в своей одежде ее элементы. Есть в Москве группы, которые играют в эстетике мод. «Браво» тоже использует какие-то корневые элементы в своей музыке.
Вы сказали, что в мод-культуре очень много тонкостей и нюансов, и не только в музыке. Есть такие, которым вы стараетесь следовать?
Мне очень нравится эстетика этого направления. У меня есть скутер Vespa. Несмотря на то, что у меня также есть внедорожник, иногда сажусь и на скутер. Так как я живу за городом, то предпочитаю ездить на своем «Веспа», когда мне нужно, например, на рынок или в гости к друзьям. Я одеваю каску и еду на «Веспе». Все окружающие смотрят на меня как на меня с недоумением, потому что в России это все-таки не стало трендом, как в Англии и Италии. У нас в тренде всегда были «байкеры» на «Харлеях» .
Трудно быть модом в России?
Это было трудно и в Англии в начале 60-х, потому что с самого начала это не было повальным увлечением. Моды были узконаправленным и достаточно закрытым от широкой публики сообществом. Этим оно мне и нравится, так как не такое широкое движение, как, скажем, металлисты, панки, хиппи. Модов можно отнести к отдельной эстетической культуре, потому что это люди, которые интересовались кино, модернизмом, музыкой, театром. Их кругозор был намного шире, чем, скажем, езда на скутерах и поедание таблеток в ночных клубах.
Сегодняшнее поколение модов очень сильно отличается, потому что оно впитало в себя особенности разных этапов развития этого движения и поддерживает его эстетику до сих пор. В Лондоне ежегодно проводится замечательный фестиваль Le Beat Bespoké, который собирает со всего мира группы и поклонников этого направления. Моя мечта выступить когда-нибудь на этом фестивале, даже бесплатно, потому что это просто дело чести. Мы ведем переговоры и надеемся, что у нас все-таки получится, так как группы из России там еще не играли никогда.
Вы скоро приезжаете с концертом в Лондон. Чем для вас является этот город и какое влияние британская музыкальная культура оказала на ваше творчество?
В Лондон я попал в первый раз, когда мы были в круизе. Это был однодневный визит, в 1994 году. Это тот город… Людей иногда разделяют на две категории: кому-то нравится Лондон, кому-то Париж. Так вот, Лондон по энергетике, по архитектуре, по дизайну – абсолютно мой город. Я сразу влюбился в него. Естественно, он дорог мне не только потому что он интересен с точки зрения истории и архитектуры. Он дорог еще потому что олицетворяет большую часть и наследие огромной музыкальной культуры.
Существуют американская и английская музыкальные культуры. И лично мне, по своей сути, более близки английские группы, и это влияние огромно. Не хочется говорить о банальных вещах, но, когда я учился в школе, конечно слушал Beatles и Rolling Stones. Конечно они оказали влияние и на меня и мою группу. Спустя несколько лет после окончания школы я уже определился в своей любви, и моя любовь – это Англия 60-х годов.
Какие места в Лондоне вам нравятся больше всего?
Ну вот, москвич будет рассказывать о хороших местах в Лондоне! Хотя, на самом деле, так и бывает, что приезжие знают какие-то интересные места, про которые местные и не слышали. Мне нравится клуб-кафе The Good Mixer в Камдене, там можно встретить, например, Дэймона Албарна, спокойно пьющего пиво. В том же районе есть отличный клуб Jazz Café. Еще Ronnie Scott‘s – это культовое джазовое место, но там также бывают хорошие рок-концерты. Что касается мест, где можно просто прогуляться, то естественно Портобелло, Камден, Ковент-Гарден – атмосфера там просто замечательная. Есть очень хороший магазин на Карнаби-стрит, называется The face. Мы один раз очень хорошую выручку сделали магазину, когда пришли туда всей группой и все скупили. Хозяйка магазина сказала, что когда-то у нее работал продавцом Пит Доэрти (The Libertines), его фотография в магазине висела.
автор: Марта Ленская