В лондонском музее Tate Britain до 27 мая 2017 года проходит самая масштабная за всю историю выставка работ Дэвида Хокни. Из музеев и частных коллекций всего мира собрано более 160 не только самых знаменитых, но и никогда не выставлявшихся произведений: от ранних рисунков 1960-х годов до недавних экспериментальных фоторабот. Масштабная ретроспектива творчества одного из самых влиятельных британских художников вполне может побить рекорд посещаемости галереи Тейт.
Картины в технике поп-арта, создаваемые Дэвидом Хокни на протяжении шестидесятилетнего творческого пути, считаются национальным достоянием Великобритании, ведь еще в 2012 году королева Елизавета приняла решение лично вручить художнику Орден Заслуг за вклад в искусство. Сам Хокни считает себя консерватором и признается, что несмотря на его бесспорную любовь к техническим новинкам, позволяющим на время отложить кисть и краски в сторону, он никогда не изменял живописи.
Кураторы Tate Britain разделили выставку на двенадцать залов, каждый из которых в хронологическом порядке отображает отдельный период творчества Дэвида Хокни. Центральными темами служат многогранность и натуральность изображения, отдельный зал отведен портретам, несколько посвящены пейзажам, и завершает выставку зал рисунков, созданных на iPad, который в последнее время стал для автора любимым инструментом в создании картин.
Являясь человеком нетрадиционной ориентации, Хокни также не может обойти это в своем творчестве. Он следует по пути абстрактной живописи – здесь присутствует буйство эмоций и переживаний, в которые автор вкладывает только ему ясный подтекст. Ознакомиться с периодом, послужившим для знаменитого британца ступенькой между окончанием Королевского колледжа искусств и самостоятельной художественной практикой, когда он только начинает искать себя в мире художественных направлений и возможностей, можно в отдельном зале выставки.
Важным событием в жизни английского художника становится переезд в солнечную Калифорнию, названную им меккой для любителей теней, которых ему всегда не хватало в пасмурной и дождливой Англии. Жизнь в Санта-Монике – самый свободный период в его творчестве. Хокни начинает интересоваться деталями и в особенности тем, как правильно и достоверно изобразить всплеск воды или толщину стекла. Он стремится к реалистичности, но картины от этого не становятся фотографическими – художник использует собственные методы для изображения движения воды в бассейне или брызг после погружения в воду. Например, объемные циркулирующие линии на воде больше похожи на схематическое изображение звуковых волн – движение воды. Это новаторское решение отличает его от вошедших позднее в моду фотореалистов.
Картины Хокни, на которых он изображает людей, принято считать плоскими, безжизненными, далекими от реальной жизни и повседневной суеты. Может показаться, что момент, запечатленный на картине, происходит в другом мире, закрытом и обособленном от нас: за окнами не слышен шум проезжающих машин, дома напротив центрального окна пусты и безлюдны. Считается, что Дэвиду Хокни намного лучше удавалось изображать пейзажи, которые на его холстах обретали трехмерность и величие. И все же в течение всего творческого пути Хокни находится в поиске идеального метода, способного показать многогранность человеческой жизни.
Именно в погоне за идеей трехмерности в изображении реальности он начинает создавать коллажи, делая кадры одного предмета или частей человеческого тела с разного ракурса и включая их в финальную работу, словно собирая пазл. Такими пазлами становятся пейзажи Гранд Каньона и холмов Йоркшира, которые Дэвид Хокни рисует в течение нескольких десятилетий, переехав из родной Англии в Калифорнию и вернувшись обратно, чтобы продолжить свои творческие исследования. Для того чтобы создать подобное изображение, художник делает рисунки сразу на нескольких холстах, а потом собирает их в единую картину.
Любопытство творца рождает в нем интерес к современным методам создания изображения. Используя девять разных камер, Хокни объезжает сельские дороги Йоркшира и создает видео-коллаж о четырех временах года, используя технику, схожую с его фотоколлажами, снятыми на Palaroid. В галерее Tate Britain представлена видеоинсталляция Four Seasons как одна из основных работ автора, в которой он преследует идею многогранности изображения. Подобный метод, по его словам, призван помочь искусству создавать картины, взглянув на которые можно увидеть происходящее сразу с нескольких точек. Этот период его творчества считается одним из самых креативных, воплотивших в себе влияние кубизма Пикассо, а также веяний XXI века, когда фотореализм становится востребованным и популярным в кругах людей, увлеченных искусством.
Хокни можно смело назвать мастером перевоплощений – отходя от стандартов поп-арта, он использует в своем творчестве идеи кубизма, реализма и примитивизма, поэтому отнести произведения Дэвида Хокни к одному художественному направлению невозможно. В постоянных исследованиях художник менял художественные стили и придумывал свои собственные, сохраняя при этом индивидуальность и избегая подражания.
Ретроспектива в музее Tate Britain организована совместно с Центром Помпиду и Метрополитен-музеем, после закрытия в Лондоне выставка будет показана в Париже и Нью-Йорке.
Текст Анастасии Ульяновой
Фотографии предоставлены музеем
Читайте также:
Елена Марттила – Искусство и выживание в блокадном Ленинграде
Новое искусство для нового мира
Выставка творчества Кристобаля Баленсиаги в Лондоне
Фаберже: особый путь в истории