В ноябре этого года аукционный дом Christie’s выставит на торги знаменитую частную коллекцию произведений фирмы Фаберже, принадлежавшую Гарри Вульфу. Собрание, формировавшееся на протяжении почти 50 лет, включает в себя самые выдающиеся предметы легендарной фирмы – от камнерезных фигурок животных, рамок для фотографий до керамических изделий, серебра и ювелирных украшений.
На отдельный аукцион 29 ноября будет выставлено 86 лотов, демонстрирующих полный спектр мастерства ювелиров фирмы Фаберже.
Свою коллекцию Гарри Вульф, успешный бизнесмен и владелец лондонской фармацевтической сети Underwoods, начал на заре 1970-х годов. Знакомясь с торговцами антиквариата и дилерами современного искусства в Лондоне, он остановил свой выбор на Фаберже. Во многом это было связано с тем, что его дедушка и бабушка по отцовской линии были родом из России, но также его впечатлило потрясающее мастерство ювелиров фирмы Фаберже.
Увлекшись коллекционированием, изучая всевозможные книги о Фаберже, консультируясь с экспертами, он собирал без малого 50 лет. Гарри Вульф скончался в ноябре 2019 года, а всего за пять дней до этого он еще покупал новые произведения.
Господин Вульф никогда не следил за тенденциями. Все на рынке Фаберже – как дилеры, так и специалисты аукционных домов – знали, что лучше не предлагать ему конкретные работы. Он предпочитал полагаться почти исключительно на свою интуицию, вкус и зоркий глаз. Конечным результатом стала одна из самых знаковых коллекций Фаберже в частных руках.
Все самые известные выставки Фаберже, которые проходили в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее декоративно-прикладного искусства в Париже, Национальном музее Швеции, Музее декоративно-прикладного искусства в Гамбурге, Музее Бельрив в Цюрихе, Смитсоновском музее дизайна Купер-Хьюитт в Нью-Йорке, Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других, не обходились без произведений из коллекции Гарри Вульфа.
Разнообразие его собрания захватывает дух. Коллекция включает образцы всех известных мастеров и областей производства Фаберже: от фигурок животных и рамок для фотографий до флаконов для духов, цветочных этюдов и ювелирных изделий.
Более 10 редких предметов из коллекции господина Вульфа (не включенные в число лотов лондонского аукциона) станут экспонатами предстоящей выставки «Фаберже: от романтики до революции» в Музее Виктории и Альберта, которая откроется 20 ноября.
Камнерезные фигурки животных
Если и есть одна категория творений Фаберже, которую можно охарактеризовать, как самую забавную и причудливую, то это, безусловно, камнерезные фигурки животных. Гарри Вульф проявлял к ним особый интерес и приобрел одни из самых лучших экземпляров, появившихся на арт-рынке с 1970-х годов.
Тщательно собранную коллекцию фигурок животных Гарри Вульфа по качеству и разнообразию можно сравнить с Британской королевской коллекцией, известной своей знаменитой группой зверей из поместья Сандрингем, заказанной королем Эдуардом VII в 1907 году.
На этом аукционе представлены более двадцати животных, варьирующихся от самых небольших видов, таких как халцедоновая мышь (£25 000–35 000), до крупных и редких моделей глухаря (£50 000–70 000) и утенка (£25 000–35 000) с выдающимся провенансом.
Особое внимание мастера Фаберже всегда уделяли выбору твердых пород в зависимости от их природных характеристик. Например, авантюрин часто использовался для фигурок свиней (модель свиньи из авантюрина, украшенная драгоценными камнями, £12 000–18 000), а агат обычно выбирался для передачи оперения птиц (фигурка совы из агата, украшенная золотом и драгоценными камнями, £20 000–30 000). Редким примером является модель голубой синицы (£50 000–70 000), состоящая из нескольких различных каменных пород.
Функциональные предметы
Помимо безупречного мастерства и остроумия Фаберже, его гениальность также заключалась в способности создавать произведения искусства, которые будут использоваться в повседневной жизни.
Функциональные предметы Фаберже включали портсигары, коробки, флаконы для духов, рамки, печати, электрические звонки, зажигалки для сигарет и набалдашники – и это лишь некоторые из них. Они были разработаны для ношения при себе или для хранения на письменном столе и не предназначались для использования в качестве музейных экспонатов.
Всегда следя за последней модой и технологиями, Фаберже постоянно добавлял новые творения в книгу дизайна своей фирмы. Например, после изобретения портативной камеры в 1890-х годах фотография внезапно стала очень популярной. В ответ клиентам Фаберже был представлен большой выбор рамок для фотографий всех стилей и размеров.
Рама в форме воздушного змея (£80 000–120 000) и рама в виде мольберта (£80 000–120 000) являются одними из самых технически сложных и очаровательных примеров. Среди других новинок были электрические звонки, предназначенные для вызова слуг. Еще один редкий пример – двойной звонок, украшенный фигурками черепах (£25 000–35 000).
Произведения в русском стиле
Большая группа предметов из коллекции Вульфа имеет самобытный русский стиль. На рубеже веков в стране возник интерес к национальному художественному наследию, который был выражен в неорусском стиле. Этот особый стиль был вдохновлен средневековым искусством, в том числе настенными росписями, керамикой и резьбой по дереву, которые имели легко узнаваемые черты народного искусства.
В 1887 году Фаберже открыл свой московский филиал с двумя мастерскими по производству серебряных и ювелирных изделий. Эти мастерские быстро росли, нанимали лучших мастеров и сотрудничали с ведущими учреждениями в России, такими как Строгановское училище, которое производило инновационные керамические и эмалевые изделия (керамический ковш, украшенный серебром и драгоценными камнями, £70 000–90 000, и керамический сосуд, украшенный серебром, £20 000–30 000).
Еще одним источником вдохновения были художественные колонии в Абрамцево и Талашкино, российский аналог движения «Искусства и ремесла» в Британии. На деревянном ковше (£35 000–45 000) и настольной коробке (£10 000–15 000) изображены стилизованные птицы из славянского фольклора, символизирующие культурное наследие народа.
Влияние японского искусства на Фаберже
Небольшое количество предметов из коллекции Гарри Вульфа имеют самобытный стиль, вдохновленный японским искусством. Некоторые из них являются почти точными копиями резных фигурок нэцкэ (фигурка лягушки из бовенита, £15 000–25 000, и модель сверчка из нефрита, £10 000–15 000), а некоторые выполнены в японском стиле.
Такие предметы, как компактная пудреница (£40 000–60 000) и каменная чаша с бамбуковыми ручками (£15 000–25 000), созданы из старинных китайских предметов с золотыми и серебряными оправами Фаберже.
В отличие от японских художников, Фаберже никогда не использовал дерево или слоновую кость для своих животных, а предпочитал работать с местными твердыми камнями из Сибири и Урала, которые были полны цвета. Камень всегда выбирался с умом, чтобы подчеркнуть природные качества определенного животного. Например, зеленый нефрит очень эффектно используется при изображении полупрозрачных крыльев сверчка (£10 000–15 000).
Произведения с уникальным провенансом
В коллекции Гарри Вульфа преобладают работы с исключительным провенансом – от русской императорской семьи, европейской знати и аристократии до членов британской королевской семьи и знаменитых исторических личностей.
Бонбоньерка из мохового агата, украшенная золотом и драгоценными камнями, мастера Михаила Перхина (£20 000–30 000), была совместно приобретена императором Николаем II и его супругой Александрой Федоровной в санкт-петербургском филиале Фаберже 11 августа 1898 года за 145 рублей.
Рукоятка для зонтика из пурпурина, украшенная золотом, эмалью и драгоценными камнями, мастера Михаила Перхина (£15 000–25 000), была куплена императрицей Александрой Федоровной в санкт-петербургском филиале Фаберже 22 ноября 1896 года за 110 рублей.
Деревянный ковш, украшенный серебром и драгоценными камнями (£35 000–45 000), первоначально происходит из коллекции великой княгини Марии Павловны, урожденной герцогини Марии Мекленбург-Шверинской.
Резные модели глухаря (£50 000–70 000), кролика (£25 000–35 000) и утенка (£20 000–30 000) впервые экспонировались еще в 1935 году на первой крупной выставке русского искусства в Лондоне. Все три предмета перечислены как собственность мадам Эмили Изнага, младшей из трех сестер Изнага с Кубы.
Эмили Изнага была одной из четырех детей дипломата Антонио Модесто Изнага дель Валле и его жены Эллен Марии Клемент. Ее старшая сестра Консуэло Монтегю, герцогиня Манчестерская, была важным клиентом Фаберже, особенно интересовавшаяся каменными животными. В лондонских бухгалтерских книгах Фаберже зафиксировано несколько покупок герцогини Манчестерской, в том числе фигурки хамелеона, львенка и лося.
Фигурка кошки из агата (£15 000–25 000) и модель носорога из калганской яшмы (£20 000–30 000) первоначально происходят из собрания английского аристократа, поэта, скульптора и мецената Эдварда Джеймса, который был пламенным сторонником сюрреалистического движения и создал лучшую частную коллекцию сюрреалистических работ Сальвадора Дали, Рене Магритта и Макса Эрнста. В его собрание также вошли работы Фаберже, проданные Christie’s в июне 1986 года.
Нефритовая бонбоньерка, украшенная золотом и драгоценными камнями (£12 000–18 000) принадлежала Ричарду Джорджу Пенну Керзону, 4-му графу Хоу (1861-1929), который был британским придворным и политическим деятелем. В период с 1903 по 1925 год он был лордом-камергером королевы Александры, сестры вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Ряд предметов из Королевской коллекции был приобретен графом Хоу в лондонском филиале Фаберже и подарен королеве Александре. Среди них серебряная модель борзой Василка и нефритовая рамка с видом церкви Сандригама.
Модель голубя из халцедона, украшенная драгоценными камнями (£50 000–70 000) первоначально происходит из коллекции Леди Джульетт Дафф (1881-1965), которая была дочерью 4-го графа Лонсдейла. Светская львица и покровительница искусств, особенно балета, она была хорошим другом Сергея Дягилева и покровительницей его Русского балета. Среди других ее близких друзей были Ивлин Во, Сомерсет Моэм и Сесил Битон. В 1903 году она вышла замуж за сэра Робина Даффа, погибшего во время Первой мировой войны в 1914 году.
Золотая настольная зажигалка в форме миниатюрного самовара мастера Хенрика Вигстрема (£60 000–90 000) принадлежала Леди Лидии Детердинг (1904-1980), урожденной Кудеяров, дочери генерала Поля Кудеярова. В 1924 году она вышла замуж за сэра Анри Детердинга, генерального директора Royal Dutch Petroleum Company и председателя Royal Dutch Shell.
Английский загородный дом пары – Бакхерст-парк в Винкфилде, Беркшир, где миссис Детердинг жила со своими двумя дочерьми после развода в 1937 году. Леди Детердинг была хорошо известна во Франции как меценат и благотворитель, она помогла восстановлению Версальского дворца, а также Музея Почетного легиона. Она также финансировала реставрацию русского собора и помогала русской школе в Париже.
Кулон для пилюль из мохового агата, украшенный золотом и гильошированной эмалью, мастера Михаила Перхина (£8 000–12 000), звонок из камня, украшенный золотом, драгоценными камнями и гильошированной эмалью, мастера Михаила Перхина (£25 000–35 000) и модель слоника из калганской яшмы, украшенная драгоценными камнями (£20 000–30 000) происходят из собрания лорда Ивара Маунтбаттена, троюродного брата королевы Елизаветы II.