Саша Ратиу: Ювелирные изделия я читаю словно книги

За ювелирными украшениями Саши Ратиу, выставленным в ювелирном салоне роскошного фамильного особняка на Манчестер-сквере в Лондоне, стоят уникальные истории. Дизайнер драгоценных изделий черпает вдохновение на Французской Ривьере, где проводит с семьей каждое лето. Затем она привозит новые идеи и яркие краски в Лондон и начинает творить.

Sasha Ratiu Rutage

Каждый житель Лондона на вопрос «как вы оказались в Лондоне?» может рассказать свою интересную историю. Как вы ответите на этот вопрос?

По окончании факультета журналистики МГУ я защитила кандидатскую диссертацию, а через некоторое время уехала в Англию преподавать русский язык в Оксфордском университете. Мне нравилась университетская атмосфера, но хотелось попробовать себя и в других сферах. Я с детства любила математику, поэтому когда мне представилась возможность работать в швейцарском банке, с огромным интересом окунулась в мир финансов. А спустя некоторое время, когда появились первые деньги, занялась недвижимостью.

Потом в моей жизни появился муж, Николай Ратиу. Когда мы встретились, я сначала влюбилась в него, а потом – и в его семью, и вот мы вместе уже 20 лет. Его мама из семьи Пилкинтон. Это английские стеклопромышленники, которые произвели революцию в мировой индустрии, изобретя более оптимальную технологию выплавки стекла. Не вдаваясь в детали можно сказать, что расплавленная масса стекла выливалась на жидкий свинец и, охлаждаясь, под силой гравитации превращалась с двух сторон в идеально гладкое стекло, минуя дорогостоящую шлифовку. Это открытие произвело революцию во многих отраслях промышленности. Дешевое стекло позволило снизить себестоимость многих предметов домашнего обихода и сделало их доступными для населения.

Отец моего мужа, Йон Ратиу – румынский аристократ, родословная которого берет начало в XIV веке. О семье Ратиу можно прочитать в книгах по истории, его предки были доблестными и образованным гражданами и оставили после себя много славных дел. Сейчас мой муж вместе с семьей продолжает традицию служения обществу, и я принимаю активное участие во многих благотворительных кампаниях.

В декабре мы летим в Вашингтон в ценр Вудроу Вилсоу, на конференцию, организованную Демократическим центром Ратиу. В этом году премией награжден профессор из Азербайджана Жамиль Хасанли, лидер оппозиции существующему режиму. Благотворительный «Фонд семьи Ратиу» на протяжении 20 лет спонсирует образование талантливых, но неимущих румынских студентов в Европе и вырастил плеяду высокообразованных политических деятелей и бизнесменов.

Как появилось ваше первое украшение?

Sasha Ratiu RutageВ детстве, как многие девочки, я любила мастерить сережки из вишен, цепляя их за уши, а вместо бриллиантовых диадем плела веночки из полевых цветов. Потом у меня появилось много дел, и об играх в куклы пришлось забыть. Я занималась музыкой, ходила на балет, училась рисованию, была первой в математике. В нашей семье царствовала обстановка любви и взаимопонимания. Мой папа был профессором-математиком в университете, и для меня было делом чести быть первой в классе в математике и побеждать на олимпиадах.

Но у меня осталось ощущение, что я не доиграла в куклы. Наверное сейчас я это компенсирую увлечением украшениями. Первое ювелирное изделие я сотворила еще в детстве. Выточив из малахита ящерицу, я украсила ее тиарой из серебра и вставила в сделанный ранее серебряный браслет. А получив диплом, с вдохновением стала воплощать ювелирные мечты. Я люблю творить, мне нравятся красивые камни. Дух захватывает, когда вижу плоды своей фантазии, запечатленные в драгоценных камнях и металлах…

sacha 616
Как вы пришли к этому занятию?

Я много работала в своей жизни, и когда после рождения первого сына переключилась на семью, поняла, что мне уже не нужно никому ничего доказывать. Поэтому решила делать маленькие красивые штучки, заниматься приятным бизнесом и благотворительностью – то есть, тем что мне нравится. Затем дети стали подрастать, а я пошла в институт Sothebys изучать историю ювелирного мастерства и науку о камнях, защитила диплом по оценке качества бриллиантов.

Истинное понимание драгоценных камней я получила только тогда, когда изучила их профессионально. Интересно, посмотрев на ювелирное изделие, сказать откуда оно – это как читать интересную книгу. Виды огранки камня тоже увлекательно было изучать – столько тонкостей в этом деле! Именно свет, который отражается от граней, как раз и представляет всю красоту камня. По окончании обучения я попробовала сделать несколько украшений, и они очень понравились моим друзьям.

Ваши ювелирные изделия укращали туфли Jimmy Choo на вручении премии «Оскар» Jimmy Choo Sasha Ratiu Rutageв Голливуде, в результате чего приглянулись многим звездам. Как вам удалось так быстро попасть туда, куда многие ювелирные дома стремятся многие годы?

Мне повезло, что друг нашей семьи Тамара Бэквис познакомила меня со своей школьной подругой Тамарой Мелон, которая в то время была президентом компании Jimmy Choo. Эту компанию представлять не нужно: многие звезды считают за честь обуться в туфельки от Jimmy Choo, чтобы пройтись по красной ковровой дорожке на церемонии вручении «Оскара».

У Jimmy Choo тогда была идея украсить туфельки бриллиантовыми брошками и различными украшениями. Например, Шэрон Стоун носила туфельки с моей стрекозой на каблуке. Потом я специально для нее делала ожерелье со стрекозой, а на один из Каннских фестивалей – брошь и серьги. Наверное, страсть Шэрон Стоун к стрекозам объясняется тем, что ее кинокомпания называется «Стрекоза». Позже я была приглашена в ее дом в Голливуде, и мы несколько часов говорили о ювелирных украшениях, о любви, жизни, детях. Сейчас мои украшения есть и у Джанет Джексон, Кейт Бекинсейл, Джон Риверс, Каприс, Juicy Lucy, Мартины Маккочон, Джоди Кит, Саммер Ремикс, Кэти Мелуа…
Sasha Ratiu Rutage
Как происходит процесс создания украшения от идеи до полной готовности?

От мечты и дизайна до создания украшения проходит не один этап, и это занимает много времени. Сначала я выбираю камни, вставляю их в слепки – чтобы понять, как будет выглядеть мое произведение. После чего делаю зарисовки в трех измерениях в реальных размерах. Потом этот рисунок отправляется в мастерскую, где вытачивается оправа из серебра, на которую я снова насаживаю подобранные камни. И когда уже все детали отточены, украшение производится в золоте или платине. Затем мастера вставляют камни, после чего изделие подвергается дополнительной обработке и полировке.

В ювелирном деле существует много тонкостей, и чтобы самостоятельно создать драгоценное изделие, нужно в совершенстве владеть не одной профессией. Также желательно, чтобы ювелир лет двадцать просидел за станком и достиг уровня настоящего профессионала, чтобы все его движения были отточены, доведены до совершенства. Поэтому изготовлением моих изделий занимаются настоящие мастера. Когда я работала для Голливуда, все три мои мастерские работали день и ночь. Я создала коллекцию за шесть недель!

Откуда вы черпаете вдохновение?

Саша РатиуЛондон наполнен цветами и зеленью в любое время года, на юге Франции каждый уголок красив, так и просится в кадр. Обилие солнца, бесконечно высокое голубое небо придают особую торжественность самому обыкновенному цветку или насекомому, которых хочется увековечить в драгоценных камнях и металле.

Иногда я приобретаю камни, а потом смотрю как лучше их обыграть. Бывает, приходишь за одним камнем, а в итоге покупаешь совсем другой, потому что возникла интересная идея. Кроме того, многие клиенты сами знают, чего хотят. Русские женщины, например, стильны, взыскательны и порой даже опережают появление модных тенденций. Часто они доверяют моему вкусу и уверены, что созданное мной украшение — настоящее произведение искусства.

Текст Марты Ленской

Фотографии из архива Саши Ратиу

Поделиться статьей